Ответы на часто задаваемые вопросы по ЕНС
1. Какой порядок и сроки возврата положительного сальдо (переплаты) единого налогового счета (ЕНС)?
Для возврата положительного сальдо (переплаты) ЕНС налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего учета с заявлением о распоряжении путем возврата сумм денежных средств (в утвержденной форме).
Подать заявление о возврате можно следующими способами:
1. на бумажном носителе лично, через представителя или почтой;
2. в электронной форме по ТКС, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью;
3. в электронной форме через личный кабинет физического лица (ЛК ФЛ), подписанное электронной подписью (усиленной квалифицированной или неквалифицированной);
4. в электронной форме через личный кабинет индивидуального предпринимателя (ЛК ИП) или через личный кабинет юридического лица (ЛК ЮЛ), подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью;
5. в составе налоговой декларации 3-НДФЛ.
Если на момент принятия решения налоговым органом положительное сальдо ЕНС будет меньше суммы, заявленной к возврату, то денежные средства будут возвращены частично в пределах положительного сальдо (остатка).
Поручение на возврат будет направлено в казначейство в следующие сроки:
• в общем порядке не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогоплательщика заявления о возврате.
• если заявление о возврате было подано в составе налоговой декларации 3-НДФЛ, то поручение на возврат налоговые органы направят в казначейство не позднее одного рабочего дня после окончания камеральной проверки представленной декларации либо по истечении 10 рабочих дней, когда такая проверка должна быть завершена;
• если заявление о возврате НДФЛ не было подано в составе декларации 3-НДФЛ, то подать его можно будет только после завершения камеральной проверки. В этом случае поручение на возврат передается в казначейство на следующий рабочий день после получения заявления налоговым органом.
Казначейство исполняет поручение на возврат не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа поручения о возврате.
Если в налоговом органе отсутствует информация о банковском счете, указанном в заявлении о возврате, срок возврата увеличится на период получения налоговым органом данной информации от банка. Срок для предоставления ответа банком составляет 3 рабочих дня со дня получения запроса налогового органа.
Если налоговым органом будет принято решение об отказе в возврате, то налогоплательщику будет направлено сообщение об отказе не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления о возврате от налогоплательщика.
2. Где можно узнать о состоянии единого налогового счета (ЕНС)?
Узнать о состоянии ЕНС можно следующими способами:
• в личном кабинете налогоплательщика;
• в учетной бухгалтерской системе;
• запросив в налоговом органе Справку о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета;
• обратившись лично в налоговую инспекцию.
3. Как узнать о появлении задолженности?
Узнать о состоянии сальдо ЕНС, в том числе об отрицательном сальдо, можно следующими способами:
1. В Личном кабинете налогоплательщика или учетной бухгалтерской системе.
2. Запросить в налоговом органе Справку о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика. В случае отрицательного сальдо ЕНС в справке будут указаны подробные сведения о задолженности в разрезе каждой конкретной обязанности по уплате налогов, в том числе по срокам ее возникновения. Также в ней содержится карта расчета пеней с информацией о периодах наличия недоимки, на которую начислена пеня и указана ключевая ставка рефинансирования Банка России.
3. Подключить услугу «СМС-информирование о задолженности по налогам». СМС проинформирует о необходимости внесения и размере суммы, достаточной для покрытия совокупной обязанности перед бюджетом, и тем самым позволит минимизировать начисление пени. В случае возникновения задолженности налоговый орган направит СМС на телефон или уведомление на адрес электронной почты с информацией о возникновении долга и его сумме. Такие сообщения рассылают раз в три месяца. Если долг не появился, сообщение не направляют. Услуга по информированию о задолженности предоставляется бесплатно.